ФАС вмешалась в тендер на перевозки в Сургуте: Депдорхоз ХМАО может продвигать аффилированную компанию
Бизнес снова усмотрел интересы «Домтрансавто».
Предпринимательское сообщество Югры вступило в очередной конфликт с окружным департаментом дорожного хозяйства. Коммерсанты раскритиковали требования заказчика к потенциальному исполнителю пассажирских перевозок из Сургута в другие муниципалитеты региона. Со слов отраслевиков, окружные чиновники заблокировали участие в торгах практически всем транспортникам ХМАО, параллельно, судя по всему, серьёзно нарушив требования законодательства.
Такую ситуацию участники рынка связали с якобы озвучивавшимися планами депдорхоза передать отрасль одному игроку. В качестве потенциального монополиста коммерсанты уже традиционно называют компанию «Домтрансавто» из Подмосковья, которая получила известность в округе за счёт серии конфликтов в Нижневартовске.
Активизацию деятельности этого игрока в ХМАО инсайдеры связывают с действующим первым заместителем директора окружного департамента Андреем Середневым, который работал ранее в Московкой области. На текущий момент в конфликт уже вмешалась ФАС, поддержав позицию местных предпринимателей, однако, по версии наблюдателей, это не помешает отдельным чиновникам «продолжить манипуляции по заходу на рынок Сургута».
Конфликтная история захода на рынок пассажирских перевозок Нижневартовска ООО «Домтрансавто» может повториться в Сургуте. Департамент дорожного хозяйства ХМАО объявил о намерении заплатить 193 млн рублей за оказание услуг по межмуниципальным перевозкам. Речь идёт о маршрутах из Сургута в Белый Ял, Барсово, Солнечный, Покачи, Угут, Высокий Мыс.
Правительство ХМАО
Между тем детали этого конкурса уже вызвали критику у участников рынка, а также вылились в жалобы в УФАС по ХМАО. Отраслевиков, в частности, обратили внимание на требования к возрасту транспортных средств и топливу. Согласно техническому заданию, депдорхоз хочет от потенциального подрядчика, чтобы автобусы были не старше 2023 года выпуска и использовали дизель. Об этом в жалобах указывают ИП Бурко Глеб Владимирович и ООО «ПАТП №1».
«Заказчик необоснованно и немотивированно осуществил укрупнение лотов. Дополнительное требование к возрасту транспортных средств и виду топлива ограничило круг потенциальных участников. Кроме того, неправомерно включено в контракт требование к осуществлению работ, связанных с обследованием пассажиропотоков на маршрутах», – указано в жалобах коммерсантов.
Наблюдатели полагают, что техническая документация на эти торги готовилась так, чтобы местные перевозчики не соответствовали её требованиям. Возможная цель, исходя из суждений коммерсантов, – завести подрядчика, который будет работать в интересах отдельных чиновников, вероятно, депдорхоза. На сегодня в качестве главного претендента на заход в такой конкурс наблюдатели называют «Домтрансавто». Зарегистрированная в подмосковном Домодедово компания ранее уже получила скандальную известность в регионе.
Напомним, ещё год назад появилась информация, что окружной депдорхоз якобы намерен завести на рынок Югры вероятного монополиста. Предполагалось, что приход нового игрока пройдёт в рамках транспортной реформы. Частично этим планам помешала публичная огласка конфликта, однако «Домтрансавто» все равно получил контракт в Нижневартовске. При этом в качестве главного исполнителя плана по монополизации рынка называют первого заместителя директора департамента дорожного хозяйства Андрея Середнева, в прошлом замминистра транспорта Московской области. Именно он, со слов предпринимателей, на встречах якобы давал понять, что предстоящая транспортная реформа предполагает передачу всех услуг в руки одного перевозчика из другого региона.
«Середнев отлично знает рынок Югры, всех перевозчиков и их транспорт. Ни у кого в регионе нет техники 2023 года на дизельном топливе. Отсюда вопрос: как появилось это требование в техзадании?! Даже если перевозчики постараются и закупят транспорт, то что с ним делать через год, когда контракт закончится?! Его же надо как-то окупать. Создается впечатление, что все сделано для того, чтобы убрать конкурентов для одного игрока», – рассуждают собеседники издания.
Сегодня позицию перевозчиков уже поддержало управление ФАС по ХМАО-Югре. Торги приостановили, а должностные лица, допустившие нарушение закона о контрактной системе, как утверждают в ведомстве, должны быть привлечены к ответственности. В решении антимонопольщиков указано, что 3 из четырёх доводов заявителей признаны обоснованными.
Примечательно, что в прошлом году представители профсообщества уже упоминали о возможности повторения сценария Нижневартовска в Сургуте. Помешала депдорхозу, судя по всему, оперативность местных властей, которые отыграли торги на пассажирские перевозки до вмешательства окружных чиновников. В результате муниципалитет был вынужден модернизировать отрасль городских пассажирских перевозок за свой счёт. Как вспоминают знакомые с историей вопроса наблюдатели, «город отрезали от возможности участвовать в различных программах по приобретению автобусов с привлечением сторонних денег».
Сургут
При этом наблюдатели отмечают, что хотя сегодня конфликт и разворачивается вокруг межмуниципальных перевозок Сургута, однако есть предположение, что «своего» подрядчика попытаются завести и на городские маршруты.
«Да, контракты отыграны на 7 лет. Победителем стало подконтрольное мэрии СПОПАТ, но не стоит забывать, что власть в городе сменилась. У действующего главы Максима Слепова нет политического ресурса, а возможно, и желания противостоять окружному департаменту. Расторгнуть договор по согласию сторон и провести новые торги – вполне реальный план. Его реализацию, по всей видимости, сможет остановить только жесткая реакция силовых органов на происходящее в Нижневартовске. Ущерб бюджета от сделок администрации этого города в рамках транспортной реформы и при содействии региональных кураторов уже оценен в несколько сотен миллионов. Если за этим последуют уголовные дела, то для Сургута схема депдорхоза станет нежизнеспособной», – рассуждает инсайдер.
compromat
Мария Соколовская