«Млада» утонула в молочных реках
В Арбитражный суд Красноярского края 6 августа поступил иск о признании банкротом регионального предприятия «Млада» (выпускает молочную продукцию под брендами «Млада», «Молола» и др.).
Это следует из карточки суда, с которой ознакомились журналисты. Заявителем выступает ЗАО «Сибирь». Дата рассмотрения иска не назначена.
Руководитель судебной практики консалтинговой группы РКТ Иван Стасюк обращает внимание, что сумма претензий к ООО «Млада» в заявлении о банкротстве составляет 1,8 млн руб. Хотя ранее, как следует из данных картотеки арбитражных дел, компания задолжала чуть более 3 млн руб., указывает юрист. То есть часть задолженности, вероятно, была погашена в рамках предшествующих судебных разбирательств, поясняет он.
Стасюк также обращает внимание на относительно небольшой долг предприятия, на основании наличия которого «Младу» просят признать банкротом. В данном случае истец, возможно, пытается просто «надавить на ответчика» и добиться таким образом погашения оставшейся задолженности, рассуждает он.
Адвокат Forward Legal Евгений Зубков говорит, что у «Млады» возникли проблемы с расчетами и с другими контрагентами. В частности, заявление о банкротстве намерена подать к предприятию компания «Юридическая сила» – соответствующее уведомление размещено на сайте Федресурса, отмечает юрист. В данном случае, по его словам, речь идёт о долге около 2,3 млн руб.
«Млада» основана в 2016 г. в Красноярском крае, принадлежит некой Альбине Меньщиковой, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Предприятие – крупнейшее по производству молока, молочных напитков и соков в регионе, сообщается на её сайте. Мощность завода составляет 10 млн л (около 10 300 т) в месяц. Его продукция представлена в 12 регионах – от Урала до Дальнего Востока. Среди партнёров – торговые сети «Лента», «Красный яр» и др.
Финансовые проблемы у производителя начались после того, как в январе 2023 г. Россельхознадзор выявил нарушения в работе компании. «Красноярская компания «Млада» на протяжении нескольких лет изготавливает молочную продукцию из сырья неизвестного происхождения, полученного от фантомных предприятий с отсутствием прослеживаемости в государственной информационной системе «Меркурий» (нужна для прослеживания грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль. – «Ведомости») и введенного в обращение непонятным путем», – подчеркивалось в сообщении ведомства.
Подобная информация могла создать в том числе и репутационные риски, которые привели к снижению спроса на продукцию и возникновению финансовых проблем, считает партнёр адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнёры» Анна Маджар. Выручка «Млады» в 2023 г. снизилась на 45% к 2022 г. до 1,5 млрд руб., следует из её финотчетности по РСБУ. Убыток составил 68 млн руб. против чистой прибыли в 20 млн руб. годом ранее.
К предприятию, по словам Зубкова из Forward Legal, также стали подавать многочисленные иски о погашении задолженностей его партнёры. С января прошлого года по настоящее время к заводу было подано более 50 исков на общую сумму свыше 385 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Для сравнения: в 2021–2022 гг. к компании поступил 21 иск на общую сумму около 60 млн руб.
Партнёр фирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Олег Пермяков считает высокой вероятность начала процедуры банкротства компании, учитывая такой резкий рост числа исков и неисполнение обязательств со стороны ответчика.
В случае признания «Млады» банкротом её локальные бренды могут выкупить профильные инвесторы, так как региональные торговые марки обычно имеют большую лояльность у местного населения, отмечает владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман. Само предприятие заинтересует участников рынка только при наличии современной технической базы, считает он. При этом проблем с обеспечением Красноярского края молочной продукцией, по мнению Кауфмана, не должно возникнуть, поскольку в регионе есть и другие крупные игроки. В качестве примера он приводит Филимоновский молочноконсервный комбинат (мощность – более 200 т в сутки), «Агромилк» (12 000 т в год) и др.
По данным отраслевого аналитического агентства Milknews, производство сливок в России в январе – мае этого года (последние доступные данные) выросло на 23% к тому же периоду 2023 г. до 146 500 т, питьевого молока – на 4% до 2,5 млн т. В прошлом году в стране производство сливок выросло на 23% до 306 661 т, молока – на 0,5% до 33,5 млн т, сообщал ранее Минсельхоз.
В I квартале 2024 г. реализация молока в рознице снизилась на 4,2%, а сливок – выросла на 9,3%, следует из данных исследовательской компании Ntech. При этом на молоко приходится 19,8% всей реализации молочной продукции, а на сливки – 2,9%. Абсолютных значений компания не приводит.
rucompromat