censor.org.ua
Древесина и костры: какие споры возникли с приходом холодов и почему они стали актуальными?

Древесина и костры: какие споры возникли с приходом холодов и почему они стали актуальными?

Погодные условия играют значительную роль в полномасштабном конфликте между Россией и Украиной, воздействуя как на атмосферные условия на поле боя, так и на общественно-политическую ситуацию. С приближением зимы 2025 года обсуждения о том, какой она будет, становятся все более актуальными. Более подробно об этом можно узнать в материале Lenta.UA.

С уменьшением температуры до нуля Украина сталкивается с угрозой суровой зимы и продолжительных блэкаутов: потребление электроэнергии возрастает на 20-25%, но на фоне постоянных атак России на инфраструктуру его будет сложно удовлетворить, сообщает Deutsche Welle. «Страна уже испытывала отключения электроэнергии продолжительностью по 8-12 часов в день, а, по оценкам ООН, в зимний период этот показатель может увеличиться до 18 часов», - подчеркивает DW.

Politico приводит более мрачный прогноз, упоминая о 20-часовых блэкаутах. Россия контролирует Запорожскую АЭС, крупнейшую в Европе. Однако потерю её генерации компенсирует Евросоюз, ссылаясь на председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. Помогая с ремонтом и поставками энергии, Брюссель покрывает 25% зимних потребностей Киева. Но, как сообщается, «нет никаких гарантий, что восстановленная инфраструктура не будет разрушена вновь».

Взаимные атаки на энергетические объекты вновь стали темой обсуждения между Киевом и Москвой, сообщает Financial Times. «Диалог был прерван после начала боевых действий в Курской области, и теперь Украина при посредничестве Катара пытается его возобновить», - акцентирует FT. Как отмечает издание, такое соглашение могло бы стать «самой значительной деэскалацией с начала конфликта в 2022 году».

В этом контексте стоит отметить, что близкий к Банковой политолог в разговоре с Lenta.UA отметил, что «такие шаги действительно имеют место, однако пока нельзя сказать, что ситуация существенно сдвинулась с мертвой точки». Напомним, что еще в августе The Washington Post сообщала, что Украина и РФ должны были направить делегации в Доху (Катар) для переговоров о соглашении о прекращении атак на энергетическую инфраструктуру с обеих сторон, но «стрелку» сорвала операция ВСУ в Курской области.

Согласно данным Минэнерго, с октября 2022 года страна-агрессор нанесла более тысячи ударов по объектам украинской энергетической инфраструктуры. Только в этом году из-за атак рашистов было потеряно 9 ГВт генерирующих мощностей. В то же время с начала 2024 года росНПЗ регулярно подвергаются атакам украинских дронов. Президент Зеленский назвал атаки на НПЗ РФ ответом на удары российских войск по энергетике Украины.

В Украине в последние дни активно обсуждают другой актуальный вопрос, а именно «закон о дровах». Именно так в украинском сегменте соцсетей называют недавно принятый Верховной Радой закон, цель которого - ужесточить ответственность за незаконную вырубку деревьев и за незаконные «схематозы» с древесиной. Почему «закон о дровах»? Потому что в документе появилась статья, которая непосредственно касается рядовых граждан, запасающихся дровами на зиму.

Если отложить дровяную составляющую, породившую множество мемов, то в целом в новом законе много статей, направленных на защиту природы. При этом авторы ссылаются на законодательство Евросоюза, где строгие требования к охране окружающей среды действуют давно и, надо сказать, весьма эффективно. В нашей стране статьи Уголовного и Административного кодексов, предусматривающие ограничения и различные виды наказаний в этой сфере, были введены еще в 2018 году. Указывая на то, что существующие нормы оставляют желать лучшего с точки зрения эффективности как де-факто, так и де-юре, нардепы усилили ответственность для тех, кто занимается массовыми вырубками и сделками с древесиной. Кроме того, эта ответственность распространяется на незаконную вырубку в парках, скверах и заповедниках.

Важно отметить, что конкретная формулировка «дрова» в законе ни разу не упоминается. Между тем, к «древесине» относятся разные материалы – дрова, доски, брусья и другие изделия, а не только деревья. Фактически больше всего возмутила рядовых украинцев одна статья закона – о взыскании крупных штрафов и даже лишении свободы за «хранение, перевозку или сбыт древесины без надлежащих документов». Определение «хранение», считают критики закона, напрямую касается тех, кто на зиму заготавливает и хранит дрова, а не только участников черного рынка древесины.

Закон предусматривает, что если стоимость древесины оценивается более чем в 30 тыс. гривен, то штраф может составлять от 34 тыс. до 51 тыс. грн или ограничение свободы до трех лет. Если же стоимость составит более 90 тыс. гривен, то штраф – от 170 тыс. до 425 тыс. гривен или лишение свободы от 5 до 7 лет. Владельцы дров должны иметь документы о том, где и как они их приобрели – квитанции, чеки, накладные и так далее. И именно их отсутствие может стать основанием для штрафа или более серьезного уголовного наказания.

В законе также есть норма о наказании за сенокошение и выпас скота, заготовку тростника, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только с разрешения лесничеств. Заложенные в закон штрафы за это составляют до 850 гривен.

Один из авторов «дровяного закона», нардеп от пропрезидентской «Слуги народа» Максим Павлюк, категорически отвергает любые угрозы для тех, кто заготавливает дрова для собственных нужд. Представитель «зеленой» фракции утверждает, что закон направлен не против населения, использующего дрова для обогрева собственного дома, а против «черных лесорубов» и незаконных пилорам, которые наживаются на краденом лесу. «Лицо не несет никакой ответственности за хранение 30 м куб. сосновых дров или 15 м куб. дубовых. Это тот объем, который необходим домохозяйству на отопительный сезон, и даже с запасом. Поэтому для обычных домохозяйств, которые не занимаются переработкой или продажей древесины в промышленных масштабах, этот законопроект значения не будет иметь. И даже чисто технически в этой части нормы закона заработают не раньше, чем с начала подготовки к следующему отопительному сезону», - уверяет Павлюк.

Эксперты также подчеркивают, что закон еще не вступил в силу, а когда начнет действовать – не будет, как и любой другой, иметь обратной силы. Иными словами, полиция не будет иметь права требовать сейчас каких-либо документов о том, где человек взял дрова или другую древесину. Тем не менее, «закон о дровах» подвергается широкой критике.

«Эта абсурдная история с дровами – глумление над людьми и евроинтеграцией. Впереди тяжелая зима. Власть едва шевелит пальцами, чтобы подготовить страну, но собирается штрафовать и сажать в тюрьмы тех, кто запасается дровами, чтобы пережить это испытание. Инициаторы идеи представляют это как требование ЕС. Мол, вот вам и евроинтеграция! А это неверно! Мы действительно имеем важные обязательства по защите окружающей среды, но сроки их выполнения еще не четко определены, то есть это далеко от самых неотложных евроинтеграционных задач! Усиление ответственности за незаконные вырубки действительно является частью права Евросоюза, но конкретные формы и степень ответственности граждан за нанесенный ущерб определяют сами государства. Не говоря уже о том, что для такой тяжелой ситуации, в которой мы находимся, мы также имеем возможность отсрочить выполнение даже четко зафиксированных евроинтеграционных задач. В общем, если бы было искреннее желание остановить незаконные вырубки, то в первую очередь упорядочили бы ситуацию в лесном хозяйстве, а уже потом привлекали бы к ответственности прежде всего незаконно рубящих, а не тех, кто покупает. А для этого нужны правоохранители и суд, и это как раз настоятельное требование ЕС, четко прописанное в свежем отчете Еврокомиссии - реформа правосудия», - возмущается Иванна Климпуш-Цинцадзе, нардеп от политсилы экс-президента Порошенко, который, впрочем, имел полноценные 5 лет каденции для проведения