Парламент Южной Кореи недавно одобрил импичмент президенту Юн Сок Йолю. Это уже вторая попытка объявить импичмент — 7 декабря правящая партия «Гражданская сила» бойкотировала голосование. На данный момент 204 её депутата поддержали досрочное отстранение главы государства от власти.
Временно исполняющим обязанности президента станет премьер-министр Хан Док Су, который уже пообещал приложить все усилия для «обеспечения политической стабильности в сложившейся кризисной ситуации».
Политический кризис в Южной Корее начался в начале декабря, когда президент Юн Сок Йоль неожиданно объявил о введении военного положения (впервые с 1979 года), назвав это необходимой мерой для защиты конституционного порядка от «коммунистических сил и деструктивных элементов», а также угроз со стороны КНДР. Военное положение включало запрет на всю политическую деятельность, включая работу парламента и политических партий.
Сразу после объявления военного положения 190 депутатов смогли попасть в парламент и проголосовали за его отмену: для этого было достаточно простого большинства. В результате Юн Сок Йоль был вынужден отменить военное положение — спустя почти шесть часов после его введения. В то же время оппозиция начала процедуру импичмента, и местная полиция начала расследование против президента по подозрению в попытке переворота.
Конституционный суд должен поставить точку в этой истории. Именно он решит, подтвердить импичмент или восстановить Юн Сок Йоля в должности. Рассмотрение дела может занять до 6 месяцев. Если КС подтвердит отстранение президента, в стране будут проведены внеочередные выборы. Однако уже сейчас ясно, что г-н Йоль не собирается сдаваться без борьбы. На днях он заявил, что будет бороться до конца, обвинив оппозицию в «злоупотреблении импичментами». Юн Сок Йоль стал вторым президентом от консервативной партии, которому в Южной Корее объявили импичмент. Пак Кин Хэ была отстранена от должности в 2017 году.
С момента начала путинской «спецоперации» Южная Корея оказывала нашей стране помощь, ограничиваясь нелетальными видами, такими как оборудование для разминирования или каски. Постепенно, однако, в Сеуле стали намекать на возможность изменения этого подхода. «С учетом того, что северокорейские военные приобретают опыт ведения современной войны, это может стать серьезной угрозой для нашей безопасности. Поэтому мы будем изменять уровень поддержки с гуманитарного на более активный, в зависимости от вовлеченности северокорейских военных. Мы не исключаем возможность поставок оружия Украине», - заявил южнокорейский лидер Юн Сок Эль на пресс-конференции 7 ноября. А уже 27 ноября в Сеуле побывала украинская делегация во главе с министром обороны Рустемом Умеровым, которую встретил лично Юн Сок Йоль.
По информации ряда азиатских медиа, глава украинского МОУ Рустем Умеров поделился разведданными о возможном перемещении войск КНДР в Россию и попросил поддержки для военных действий Украины. В частности, как сообщает гонконгская газета South China Morning Post (SCMP) со ссылкой на неназванный информированный источник, украинская делегация привезла в Сеул список пожеланий, в который вошли зенитные ракеты и артиллерийские орудия. Однако пока что ощутимой поддержки со стороны официального Сеула не наблюдается.
Тем временем коллегия избирателей в грузинском парламенте предсказуемо избрала новым президентом футболиста Михеила Кавалашвили, которого выдвинула руководящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) при поддержке фактического главы грузинского государства миллиардера Бидзины Иванишвили. Он набрал 224 голоса членов избирательной коллегии выборщиков, согласно подсчетам местной ЦИК. Кавелашвили был единственным кандидатом на пост президента. Всего в выборах участвовали 225 выборщиков, бюллетень депутата Ады Маршания, не отдавшей голос за Кавелашвили, был признан недействительным.
В целом коллегия состояла из 300 парламентариев и депутатов разных уровней, из которых 211 — делегаты «Грузинской мечты». Для победы на выборах необходимо было набрать большинство голосов, т.е. как минимум 151 голос из 300. 61 оппозиционный депутат в 150-местном парламенте Грузии, а также небольшое число оппозиционеров в представительных органах автономий и муниципалитетов не смогли бы повлиять на результаты голосования. Понимая это, они объявили бойкот мероприятию.
Кавелашвили, среди прочего, известен своими высказываниями против «глобальной партии войны», которая, по его словам, «пытается открыть в Грузии второй фронт против России». Накануне выборов некоторые представители грузинской творческой элиты, ранее активно поддерживавшие ГМ, отмежевались от правящей партии. Среди них — певица Ирма Сохадзе и кинорежиссер Кети Долидзе. Одной из причин стало то, что, как оказалось, у будущего главы государства и верховного главнокомандующего нет ни высшего, ни полного среднего образования — он окончил лишь восемь классов средней школы.
Тем временем пятый президент Саломе Зурабишвили, избранная всенародным голосованием в 2018 году, активно занимается политической деятельностью и не собирается уходить с поста. Она называет состоявшиеся 26 октября парламентские выборы «тотально сфальсифицированными» и считает, что правительство, парламент и коллегия выборщиков нелегитимны. Госпожа Зурабишвили утверждает, что «останется на посту до выборов легитимного парламента».
Накануне США объявили о новом пакете санкций против граждан Грузии, «ответственных за подрыв демократии». Большинство имен не разглашается. Известно только, что визовые ограничения введены в отношении 20 депутатов, министров и представителей силовых структур. При этом, к разочарованию оппозиции, санкции вновь не затронули почетного председателя ГМ, миллиардера Бидзину Иванишвили. Кстати, на днях он, будучи гражданином Франции и кавалером ордена Почетного Легиона, провел телефонный разговор с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Как сообщают мировые информагентства, они обсуждали политические события в Грузии на фоне политических изменений во Франции. Однако их влияние на ситуацию в Грузии на данный момент минимально. Это произошло после назначения премьером 73-летнего Франсуа Байру, главы партии «Демократическое движение» (MoDem), бывшего министра, неоднократного кандидата на пост президента, мэра пиренейского города По, ревностного католика, отца шести детей и деда двенадцати внуков. В 2017 году политик отказался от президентских амбиций в пользу молодого кандидата Макрона и недолго работал при нем министром юстиции.
При этом, как отмечает Le Monde, едва ли Франсуа Байру станет открыто поддерживать политику Эмманюэля Макрона. В пятницу, 13 декабря, на последней перед назначением встрече он провел с нынешним хозяином Елисейского дворца почти два часа в довольно жесткой дискуссии. Дело в том, что вступает в должность Франсуа Байру в ситуации, невыгодной для г-на Макрона и для правящей партии в целом. Ему предстоит найти общий язык с политиками разных направлений, чтобы получить возможность работать, не опасаясь вотума недоверия.
«Предположим, благосклонность центра у него почти в кармане. С социалистами политик всегда был скорее близок, объединяясь против правых саркозистов. Также у Франсуа Байру неплохие отношения с Марин Ле Пен, которую он однажды поддержал в президентской кампании. Не своим авторитетом, однако, а тем, что дал ей необходимую рекомендацию для включения в избирательный список, пусть всего лишь одну из 500 требуемых и «во имя плюрализма». Но, безусловно, лидер крайне правых это помнит. Марин Ле Пен уже предупреждала, что «пр