Новая инициатива НАТО, в рамках которой будут задействованы фрегаты и морская авиация, получила название «Балтийский караул», как сообщил генсек Альянса Марк Рютте на пресс-конференции в Хельсинки 12 января. Он не уточнил, сколько именно кораблей будет участвовать в операции. «Цифры могут варьироваться каждую неделю. Мы не хотим давать врагу больше информации, чем у него уже есть. Главное, что мы обеспечим необходимую военную мощь в нужное время и в нужном месте для сдерживания вредоносных действий», - пояснил г-н Рютте.
Кого НАТО на данный момент считает врагом – это известный факт. Накануне саммита, организованного совместно президентом Финляндии Александром Стуббом и премьером Эстонии Кристеном Михалом, ряд западных СМИ сообщали о том, что среди обсуждаемых вопросов будут укрепление присутствия НАТО в Балтийском море и борьба с российским теневым флотом.
Стремление НАТО к «прозрению» стало результатом инцидента, произошедшего в конце декабря 2024 года. Тогда подводный кабель электропередачи Estlink 2 между Финляндией и Эстонией был поврежден, что также затронуло четыре кабеля связи, соединяющих Финляндию с Эстонией и Германией. Вскоре после инцидента Финляндия конфисковала танкер Eagle S, зарегистрированный на островах Кука, который, как предполагается, повредил кабель. В Национальном бюро расследований Финляндии сообщили, что на момент захвата находившиеся на борту люди намеревались перерезать второй силовой кабель Estlink 1 и газовую трубу Balticconnector между Финляндией и Эстонией. На этом фоне и возникла инициатива обсудить лицом к лицу, как защитить критически важную подводную инфраструктуру, а также продемонстрировать России, что такие инциденты в будущем будут вызывать решительную реакцию не только отдельных стран, но и всех стран-участниц НАТО.
Примечательно, что на обсуждение безопасности в Балтике в Хельсинки были приглашены не только генсек НАТО, но и премьеры Дании Метте Фредериксен, Польши Дональд Туск и Швеции Ульф Кристерссон, а также канцлер Германии Олаф Шольц и президенты Латвии и Литвы Эдгарс Ринкевичс и Гитанас Науседа. Это говорит о высоком уровне встречи и серьезности намерений. Подготовка к увеличению натовского присутствия в Балтийском море уже началась. На днях министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен заявила, что НАТО направит два судна в Балтийское море. В свою очередь, премьер Швеции Ульф Кристерссон подчеркнул, что его страна также отправит три корабля и разведывательный самолет для защиты подводных кабелей в рамках операции НАТО. Кроме того, Объединенные силы реагирования (JEF), в которые входят Великобритания, страны Северной Европы и Балтии, а также Нидерланды, объявили о активизации системы реагирования для отслеживания теневого флота России. В дополнение к этому, четыре корабля для миссии НАТО по патрулированию Балтийского моря предоставит соседняя Польша.
Кроме увеличения числа патрулирующих кораблей в регионе, НАТО также выразило готовность укрепить сотрудничество с частными компаниями в сфере новых технологий для более эффективного мониторинга подозрительных судов. «Мы будем использовать новейшие технологии, включая дроны», - пообещал генсек Альянса Марк Рютте.
Польский премьер Дональд Туск, в свою очередь, акцентировал внимание на том, что «мы будем совместно работать над правовыми решениями, которые позволят контролировать суда и за пределами территориальных вод». Как сообщил источник в отечественном МИДе Lenta.UA, государства-члены Альянса в ближайшем будущем могут ввести законодательные нормы, позволяющие им останавливать для досмотра и даже арестовывать иностранные суда, которые, по их мнению, могут принадлежать теневому флоту России. Такой шаг был назван собеседником прорывным и беспрецедентным, поскольку «действующая Конвенция ООН о морском праве 1982 года не устанавливает ограничений на свободу судоходства на основе индивидуальных соображений». «Преступные действия российского режима вынуждают цивилизованный мир искать адекватные меры, в данном случае, на море. Это, безусловно, положительный момент, поскольку все эти решения, так или иначе, ударяют по экономике России, и, следовательно, ее возможностям продолжать войну против Украины», - подытожил собеседник.
В то же время у берегов Китая, Сингапура и России дрейфуют или стоят на якоре десятки танкеров с российской нефтью. Это произошло после введения США санкций против российского нефтяного сектора 10 января – самых жестких с начала полномасштабной войны. Эти меры затронули российский «теневой флот» и компании, которые обеспечивали его функционирование. В общем, данные санкции затронули более 180 судов. При этом аналитики S&P Global осенью 2024 года оценивали теневой флот России в 591 танкер.
Согласно анализу агентства Reuters, основанному на данных MarineTraffic и LSEG, в разных местах сейчас стоят на якоре как минимум 65 нефтяных танкеров. Большая часть из них находится у берегов страны-агрессора: в Балтийском море и на Дальнем Востоке. Пять танкеров стоят рядом с портами Китая, еще семь - у берегов Сингапура. Интересно, что 25 из застрявших судов ранее были в портах Ирана и недалеко от Суэцкого канала. В то же время по данным Bloomberg, три судна – Olia, Mermar и Huihai Pacific – застряли на подходе к портам в китайской провинции Шаньдун, перевозя около двух миллионов баррелей нефти из российского тихоокеанского порта Козьмино. Это произошло из-за запрета китайского портового оператора Shandong Port Group швартоваться в его портах судам, попавшим под санкции. Также стало известно, что порты для судов с российской нефтью закроют и в Индии. Как сообщает Bloomberg, в стране готовы разгрузить суда, зафрахтованные до 10 января, при условии, что они разгрузятся до 12 марта. Кроме того, индийские банки будут требовать сертификаты происхождения нефти, чтобы исключить поставки от компаний, находящихся под санкциями.
Важно отметить, что в 2022 году введение эмбарго и «потолка» действительно дало свои плоды: цены на российскую нефть упали ниже $60 за баррель, что сказалось на доходах бюджета страны-агрессора от ее продажи. В то время Путин начал искать способы обхода рестрикций, и одним из ключевых методов стал теневой флот. В частности, Россия скупила старые танкеры, которые начали возить ее нефть в обход санкций. Российское черное золото часто продавали через цепочку различных трейдеров, чтобы скрыть его происхождение. Однако теперь значительная часть из этих «прокладок» попала в санкционные списки, как и страховые компании, сотрудничавшие с ними.
Как отмечает CNN, нынешние санкции фактически стали ударом по существующей цепочке поставок нефти, поскольку, среди прочего, покупатели боятся иметь дело с танкерами теневого флота из-за угрозы вторичных санкций. Ожидается, что из-за новых санкций объем росэкспорта сократится на 15-35%. В сложившейся ситуации России придется либо приобретать новые танкеры, либо снижать цену на свою нефть.
В целом, как видно, тенденция для нас положительная, но существует как минимум одно «но». «Есть суда, которые, например, принадлежат РФ. Они ходят под флагом РФ и принадлежат российским компаниям или даже государственным предприятиям. В частности, это касается танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые 15 декабря 2024 года потерпели крушение в Черном море, что привело к масштабной экологической катастрофе. Многие танкеры, участвующие в перегрузках, помогают россиянам зарабатывать и обходить санкции, имеют конечных бенефициаров в третьих странах. И в странах, достаточно цивилизованных, на