Самолет Embraer 190, на борту которого находились 62 пассажира и 5 членов экипажа, вылетел из Баку в 5:49 по киевскому времени. Он направлялся в Грозный, но перед приземлением, примерно в 7:20 утра, неожиданно изменил курс и направился к казахстанскому городу Актау, который был одним из запасных аэродромов для рейса №J2 8243. В 7:35 самолет подал сигнал бедствия из-за отказа системы управления. Вскоре экипаж запросил аварийную посадку в Актау, но не смог добраться до полосы, где его уже ожидали спасатели и медики.
В 8:28, в нескольких километрах от аэродрома, лайнер, завалившись вправо, врезался крылом в землю, после чего произошел взрыв в его топливных баках. Передняя часть самолета была полностью разрушена и обгорела, тогда как задняя отлетела на несколько десятков метров и осталась относительно целой. Некоторые пассажиры смогли выбраться самостоятельно и даже помогли другим, кто получил травмы. В итоге большинство из 29 выживших были доставлены в больницы. На борту находились граждане Казахстана, Киргизии, Азербайджана и России.
Согласно азербайджанским СМИ, техническое состояние самолета, который был построен в 2013 году в Бразилии и вскоре передан в лизинг Azerbaijan Airlines, не вызывало нареканий, а экипаж имел достаточный опыт. По их информации, пилоты из Азербайджана не раз летали в Грозный, Махачкалу и другие города страны-агрессора.
Экипаж, похоже, не полностью потерял управление: им удалось пролететь над Каспием и достигнуть Актау, окруженного достаточно ровной степью, подходящей для посадки.
В Международном аэропорту Грозного им. Ахмата Кадырова сообщили, что рейс №J2 8243 не был принят из-за неблагоприятных погодных условий – якобы из-за сильного тумана. Однако по прогнозу погоды на утро 25 декабря в районе Грозного должно было быть лишь облачно. В связи с этим появилась версия, что запрет на посадку мог быть связан с атакой дронов ВСУ, происходившей в тот момент на Северном Кавказе, и вводом оперативного плана «Ковер». Позже глава Северной Осетии Сергей Меняйло сообщил, что один из БПЛА был сбит средствами ПВО в 7:28 утра, а обломки упали на ТЦ «Алания Молл», что привело к пожару и гибели женщины.
«Небо над Грозным всегда под нашим контролем. Сегодняшняя ситуация еще раз подтвердила, что бдительность – наш приоритет. Все под контролем», - заявил 25 декабря в соцсетях секретарь совбеза Чечни Хамзат Кадыров, подтверждая, что дроны атаковали и Грозный.
Выжившие пассажиры Embraer 190 рассказали, что слышали и ощущали несколько взрывов, после чего им стало трудно дышать. Судя по видео с места катастрофы, хвостовая часть самолета имела множество отверстий, однако причина их появления пока не установлена.
Тем временем в Центре противодействия дезинформации при СНБОУ Украины подчеркнули, что самолет Azerbaijan Airlines, который разбился в Казахстане, был сбит российским зенитно-ракетным комплексом (ЗРК). Об этом заявил руководитель ЦПД Андрей Коваленко, отметив, что Россия должна была закрыть воздушное пространство над Грозным, но не сделала этого. «Самолет получил повреждения от россиян и был отправлен в Казахстан, вместо того чтобы экстренно приземлиться в Грозном и спасти жизни людей», - добавил Коваленко.
В России, Азербайджане и Казахстане пока возбуждены уголовные дела по аналогичным статьям Уголовных кодексов о нарушении правил безопасности при эксплуатации транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц. Тем не менее, после расшифровки бортовых самописцев и получения результатов экспертиз, квалификация дел может измениться. В Azerbaijan Airlines сообщили, что компания приостановила выполнение рейсов по маршрутам Баку-Грозный-Баку и Баку-Махачкала-Баку до выяснения причин катастрофы в Актау.
«Инцидент с азербайджанским самолетом обрастает новыми подробностями и может стать проблемой для Путина и/или Кадырова. Расстояние Баку - Грозный составляет около 460 км с учетом маневров. От Грозного до Махачкалы – порядка 120 км. То есть, все очень близко. В момент принятия решения о «перенаправлении» должно было быть известно, что в Махачкале туман. Расстояние от Махачкалы до Баку всего на 30 км больше, чем до Актау. Поэтому возникают вопросы: зачем было лететь через море на региональный аэродром в другой стране, если можно было вернуться в современный аэропорт Баку, где уровень сервиса, включая реагирование на инциденты, гораздо выше? Характерные повреждения обшивки очень похожи на результат обстрела самолета из какой-либо системы ПВО. Эти повреждения, вероятно, были получены над территорией России, над Чечней или Дагестаном», - отмечает эксперт украинского Центра военно-политических расследований Алексей Копытько.
«Росканалы начали активно распространять версию о якобы атаке самолета «украинским БПЛА». Интересно, что это за БПЛА такой может быть и какие поражающие системы он может нести? Выглядит так, что самолет пытались отправить в Махачкалу, а потом в Актау подальше от лишних глаз. Если бы он приземлился нормально, это могло бы быть замято. В Баку даже в случае успешной посадки скрыть обстрел самолета российской ПВО было бы гораздо сложнее, утечки информации были бы неизбежны. Теперь все зависит от реакции президента Азербайджана на инцидент. Как раз 24 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев отмечал свой день рождения, ему исполнилось 63 года. Утром 25 декабря он отправился в Санкт-Петербург для участия в неформальном саммите глав государств СНГ. Судя по тому, как уже подается информация, существует как минимум негласное разрешение не скрывать истинную причину. А наиболее вероятная причина – работа ПВО, предназначенная для защиты Кадырова. Сразу возникает вопрос: а что если российское ПВО сработает против другого самолета, например, президентского борта Алиева? На данный момент Кадыров лишь сдержанно выразил соболезнования», - подытоживает эксперт.
Официальной реакции Баку пока нет, хотя источники из азербайджанского правительства offrecords прямо указывают, что причиной крушения самолета стала российская ракета класса «земля-воздух». Однако, как отмечает Reuters, правительство Азербайджана ожидает, что Россия признает, что сбила самолет Азербайджанских авиалиний.
Тем временем 25 декабря Путин провел неформальный саммит лидеров СНГ в курортном комплексе «Игора» в Санкт-Петербурге. Накануне мероприятия кремлевскому диктатору, помимо информации о крушении азербайджанского борта, был представлен еще один «сюрприз». Стало известно, что премьер-министр Армении Никол Пашинян не приедет, так как, по его собственным словам, он «ковидно плюсанул» и на несколько дней выбыл из строя.
Кстати, весьма примечательно, что ровно год назад на предыдущем неформальном саммите СНГ, где присутствовали лидеры Азербайджана и Армении, они обменялись рукопожатиями, а мировые СМИ делали оптимистичные прогнозы, что работа над текстом мирного договора завершится в начале 2024 года. Однако к настоящему моменту, согласовав 15 из 17 статей проекта документа, стороны зашли в тупик при обсуждении положений о воздержании от международных исков друг к другу и неразмещении представителей других стран на границе. При этом к концу 2024 года жесткая риторика между Ереваном и Баку усилилась, а перспективы подписания мирного договора стали выглядеть все более туманными.
Алиев недавно открыто обвинил Ереван в