В Соединенных Штатах процесс передачи власти, как правило, начинается сразу после объявления результатов выборов. Управление общих служб США уведомляет «очевидного» победителя до 9 ноября о выделении средств, офисов и других ресурсов для передачи власти. В предыдущем избирательном цикле этот процесс затянулся из-за отказа Дональда Трампа признать свое поражение. В этом году администрация господина Байдена сразу же заявила о готовности мирно передать властные полномочия.
13 ноября Джо Байден встретился с Трампом в Белом доме для обсуждения деталей переходного процесса, а в ночь на среду, 27 ноября по Киеву, действующий и бывший лидеры США подписали меморандум о передаче власти. «После завершения формирования нового кабинета избранный президент Трамп переходит к следующему этапу своей администрации, подписав меморандум о взаимопонимании с Белым домом. Это позволит нашим предполагаемым кандидатам в кабинет начать важную подготовку, включая развертывание оперативных групп в каждом ведомстве, и завершить упорядоченную передачу власти», - приводит CNN слова Сюзан Уайлс, которую Дональд Трамп номинировал на пост руководителя аппарата Белого дома.
Стоит отметить, что переходная команда Трампа ранее объявила о намерении экономить средства налогоплательщиков и работать за счет пожертвований. В тематическом заявлении подчеркивается, что все доноры будут открыты для общественности. Также команда не планирует принимать пожертвования из-за границы и не будет использовать государственное имущество, технологии и другую федеральную собственность.
Напомним, что Дональд Трамп одержал победу на выборах президента США 5 ноября, получив 312 голосов выборщиков при необходимых 270. Его соперница, демократка Камала Харрис, набрала 226 голосов. Коллегия выборщиков от штатов должна проголосовать за кандидатов 17 декабря. Официально результаты голосования будут утверждены 6 января 2025 года новым составом Конгресса. Инаугурация Дональда Трампа запланирована на 20 января 2025 года.
Тем временем, 78-летний Дональд Трамп уже объявил о десятках назначений и выдвижений кандидатур, включая 25 должностей уровня кабинета министров. Однако не все из этих людей, вероятно, в конечном итоге займут высокие должности. Некоторые кандидатуры уже вызвали ожесточенные споры в Конгрессе. Наиболее горячие дискуссии разразились вокруг республиканца Мэтта Гетца, выдвинутого на пост генерального прокурора (он же – глава Минюста).
Некоторые республиканские сенаторы в частном порядке начали сомневаться в целесообразности этого назначения из-за расследования, проводимого в Конгрессе, касающегося предполагаемой связи политика с несовершеннолетней. Это расследование было прекращено после того, как Мэтт Гетц заявил об отказе от кресла в Палате представителей. Тогда республиканец еще надеялся получить пост генпрокурора, но вскоре понял, что на поддержку верхней палаты рассчитывать не стоит. Агентство AP со ссылкой на уходящего из Сената республиканца Майка Брауна сообщало, что против утверждения Мэтта Гетца выступали от четырех до шести его коллег. Учитывая, что демократы проголосовали бы против, а у республиканцев в новом Сенате 53 кресла из 100, очевидно, что кандидатура была явно непроходной. В итоге Гетц отказался от предложения изранного президента США.
Этот шаг стал четким сигналом того, что сенаторы-республиканцы не собираются потакать всем желаниям старого-нового хозяина Овального кабинета. Однако, судя по всему, с кандидатурой г-на Гетца проблемы трамповской команды вряд ли закончатся. Дело в том, что его переходная администрация до сих пор не подписала необходимые соглашения, которые позволили бы Федеральному бюро расследований (ФБР) начать проверки кадровых решений избранного президента.
Издание The Hill сообщает, что советники главного республиканца предлагают забрать у ФБР обязанность по проведению таких проверок и передать эту функцию частным детективам. Эта инициатива вызывает, мягко говоря, недовольство как у демократов, так и у республиканцев, утверждающих, что агенты ФБР располагают информацией, к которой частные сыщики просто не могут быть допущены де-юре.
В этом контексте кадровые перспективы экс-конгрессвумен Тулси Габбард, выдвинутой на должность директора Нацразведки, представляются весьма неопределенными. Сенатор от Демпартии Тэмми Дакворт недавно заявила в эфире CNN, что госпожа Габбард рискует не пройти проверку из-за своих противоречивых контактов (например, с президентом Сирии Башаром Асадом) и обвинений в симпатиях к путинской России.
Кроме того, кандидатуры Роберта Кеннеди-младшего и Пита Хегсета также вызывают споры у сенаторов. Первого Трамп хочет видеть министром здравоохранения и социальных служб, второго – главой Пентагона. Роберт Кеннеди вызывает сомнения из-за заявлений против вакцинации, а Пит Хегсет – из-за того, что стал фигурантом сексуального скандала. Не все так гладко и с новой кандидатурой на пост генпрокурора. Пэм Бонди, бывший генеральный прокурор Флориды, была выбрана Дональдом Трампом на этот пост через несколько часов после выхода из игры упомянутого выше Мэтта Гетца. Чиновники Министерства юстиции на условиях анонимности заявили журналистам, что считают госпожу Бонди более предпочтительным выбором. Однако они видят в ней слишком активную и давнюю сторонницу Дональда Трампа, которая не раз защищала его в ходе различных процессов. В Минюсте опасаются, что госпожа Бонди начнет мстить врагам избранного президента за прежние судебные преследования. Кроме того, у нее есть собственный противоречивый послужной список, утверждает NBC. По данным телеканала, он включает в себя, например, «использование своей должности для содействия продвижению и укреплению предвыборной лжи Трампа после его поражения в 2020 году». Также сенаторы обращают внимание на то, что госпожа Бонди была зарегистрирована лоббистом различных иностранных и корпоративных клиентов, включая правительство Катара.
Таким образом, из-за явной и скрытой неопределенности с кадровой судьбой ряда кандидатов в переходной администрации начали рассматривать способы, позволяющие утвердить эти кандидатуры при любых обстоятельствах. Так, неназванный источник издания The Hill, который обсуждал этот вопрос с Дональдом Трампом, считает, что можно принудительно продлить парламентские каникулы и отложить заседание нового Конгресса, а в это время утвердить номинации без участия законодателей. По его словам, такой вариант, предусмотренный статьей II Конституции США, всерьез рассматривается в окружении избранного президента Соединенных Штатов.
Если обратиться к страницам американской политической истории, можно увидеть, что бывшие президенты Билл Клинтон и Джордж Буш-младший часто использовали это право, сделав 139 и 171 назначение соответственно. Между тем ранее Верховный суд США подтвердил полномочия президента производить назначения на каникулах лишь при условии, что они длятся не менее десяти дней. Однако Конгресс может полностью блокировать такие назначения с помощью формальных сессий – кратких заседаний, призванных разбить каникулы на части. Такое толкование предоставило Конгрессу возможность предотвращать любые назначения на каникулах, что значительно ограничило возможность президента обойти процесс утверждения в Сенате, утверждают эксперты. Более того, такие президентские назначения временные: их срок истекает в конце следующей сессии Конгресса, которая длится один год. Таким образом, как бы Трамп не пытался найти обходные лазейки, очевидно, что ему все же придется искать точки соприкосновения с законодателями будущей администрации.
А пока представители будущей власти США ведут споры вокруг кадровых проблем, уходящие обитатели высоких властных кабинетов решают свои вопросы, в том числе геополитические. Так, на рассвете 27 ноября по Киеву New York Post сообщила, что Джо Байден призвал Конгресс выделить дополнительные $24 миллиарда для усиления военной поддержки Украины. Согласно сообщению, административно-бю