censor.org.ua
МВФ и Украина согласовали на уровне персонала 6-й пересмотр программы EFF, сообщает Фонд.

МВФ и Украина согласовали на уровне персонала 6-й пересмотр программы EFF, сообщает Фонд.

Сотрудники Международного валютного фонда (МВФ) и украинские власти достигли соглашения на уровне персонала (SLA) касательно шестого пересмотра четырехлетней программы расширенного финансирования (EFF). Это соглашение, если будет одобрено советом директоров МВФ, позволит Украине получить доступ к примерно $1,1 миллиарду (SDR 834,9 миллиона), как сообщил глава миссии Фонда Гэвин Грей по итогам своей работы в Киеве с 11 по 18 ноября.

Сотрудники Международного валютного фонда (МВФ) и украинские власти достигли соглашения на уровне персонала (SLA) по шестому пересмотру четырехлетней программы расширенного финансирования (EFF). Это открывает Украине доступ к приблизительно $1,1 млрд (SDR834,9 млн), при условии одобрения советом директоров МВФ, как указано в заявлении главы миссии Фонда Гэвина Грея по итогам его работы в Киеве с 11 по 18 ноября.

"Власти выполнили все количественные критерии эффективности (QPC) на конец сентября, а также структурные контрольные показатели для обзора. Также были достигнуты соглашения по ряду политик и реформ для поддержания макроэкономической стабильности в условиях продолжающейся войны", – говорится в релизе.

В то же время Фонд отметил исключительно неопределенные перспективы, так как война России против Украины продолжает наносить значительный урон украинскому народу, экономике и инфраструктуре.

"Несмотря на сложные условия, программа продолжает двигаться к достижению поставленной цели благодаря критической внешней поддержке, включая инициативу G7 ERA, которая, как ожидается, предоставит Украине финансирование в размере $50 млрд", – добавил МВФ.

Фонд улучшил прогноз роста экономики Украины в этом году до 4% с 3% по итогам 5-го пересмотра программы, сохранив его в диапазоне 2,5-3,5% на 2025 год. По мнению МВФ, негативные последствия разрушения энергетической инфраструктуры и нехватка рабочей силы будут сдерживающими факторами для роста экономики.

Указывается, что увеличение расходов на армию в госбюджете-2024 за счет повышения налогов, в частности – военного сбора (законопроект №11416-д), и большее размещение ОВГЗ, соответствуют параметрам программы EFF.

"Ожидается, что дефицит бюджета на 2025 год составит 19% ВВП, что отражает сохраняющиеся потребности в расходах в связи с продолжающейся войной. Он также включает пакет налоговых мер, одобренных Радой, с ожидаемыми доходами порядка 1,6% ВВП в 2025 году. Принятие пакета налоговых мер является обязательным условием пересмотра и поможет обеспечить правительство ресурсами, необходимыми для удовлетворения критических потребностей в расходах", - отмечается в релизе.

МВФ указывает, что финансирование дефицита потребует значительной внешней поддержки, и тут важную роль сыграет инициатива G7 по предоставлению $50 млрд в рамках ERA. Представители Фонда добавили, что риски для госбюджета остаются высокими, и власти Украины должны быть готовы ответить на фискальные потрясения компенсирующими мерами, среди которых повышение налога на добавленную стоимость.

МВФ подчеркнул, что власти должны продолжать усилия по мобилизации внутренних доходов, что будет способствовать реализации Национальной стратегии доходов (НСД) и ускорению реформирования Государственной таможенной службы и Бюро экономической безопасности (БЭБ).

"Восстановление приемлемого уровня долга зависит от фискальной корректировки на основе доходов в рамках программы, внешнего финансирования на льготных условиях и реализации стратегии властей по реструктуризации долга", - говорится в публикации.

По мнению представителей Фонда, для создания фискального пространства, необходимого для удовлетворения потребностей в расходах в 2025 и последующих годах, имеет решающее значение урегулирование Украиной долга, оставшихся внешних коммерческих требований, включая ВВП-варанты.

МВФ считает целесообразным удержание учетной ставки на текущем уровне 13% годовых, учитывая повышенные инфляционные риски, и допускает повышение ставки как оправданный шаг в случае ускорения инфляции или ухудшения инфляционных ожиданий.

"Разумный и поэтапный подход к либерализации валютного курса, поддерживаемый постоянным тщательным мониторингом, должен продолжаться в соответствии со стратегией Национального банка Украины и с учетом общего комплекса мер политики", - прокомментировал Фонд свою позицию касательно стратегии Нацбанка в отношении обменного курса.

"Финансовый сектор стабилен и ликвиден, а реформы продолжаются, несмотря на трудности, возникшие в условиях военного положения. Для сохранения финансовой стабильности и повышения готовности к потенциальным потрясениям приоритеты включают укрепление системы оздоровления банков, планирование на случай непредвиденных обстоятельств и надзор, основанный на оценке рисков", - указал МВФ.

Миссия также акцентировала, что Украине следует продолжать усилия для повышения независимости, компетентности и авторитета антикоррупционных и судебных институтов. В частности, своевременное завершение и публикация отчета об инаугурационном внешнем аудите Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) будет способствовать эффективному противодействию коррупции.

МВФ отметил недавно принятый закон о реформировании Счетной палаты и указал, что укрепление уголовно-процессуального кодекса и создание нового высшего административного суда являются ключевыми приоритетами в этом направлении на ближайшую перспективу.

В релизе также говорится, что наблюдательный совет в НЭК "Укрэнерго" должен быть восстановлен в полном составе в начале декабря этого года, а независимые оценки набсоветов ключевых энергетических госпредприятий будут проведены в первом квартале 2025 года.

Как сообщалось, Украина 23 октября этого года по итогам 5-го пересмотра открытой в марте 2023 года программы EFF получила 6-й транш в размере $1,1 млрд, что увеличило общую сумму выплат до $8,7 млрд при общем объеме программы $15,6 млрд.

В обновленную по итогам 5-го пересмотра программу по просьбе Украины были внесены изменения в расписание пересмотров программы и траншей по их итогам. Если ранее она предполагала только два пересмотра на 2025 год – в начале марта и в конце августа с выделением по их итогам траншей по $917,5 млн, то теперь в расписании на следующий год - четыре ежеквартальных пересмотра, как и в этом году. Размер 8-го транша по итогам 7-го пересмотра в марте остался неизменным – $917,5 млн, тогда как размер последующих трех траншей в следующем году составляет соответственно $809,6 млн, $539,8 млн и $445,3 млн.