censor.org.ua
Тихая реакция Кремля: что выборы в Молдове говорят о ситуации в Украине.

Тихая реакция Кремля: что выборы в Молдове говорят о ситуации в Украине.

Центризбирком Молдовы представил результаты недавнего совместного голосования, в рамках которого президентские выборы проходили одновременно с референдумом по евроинтеграции. Поскольку ни один из кандидатов не получил более 50% голосов, местный ЦИК назначил второй тур выборов на 3 ноября. Более подробную информацию можно найти в статье на Lenta.UA.

Согласно данным ЦИК Молдовы, после обработки 100% протоколов на первое место вышла действующий президент Майя Санду с 42,45% голосов, в то время как ее ближайший соперник, экс-генпрокурор Александр Стояногло, получил чуть меньше 26%. Третье место занял лидер политической силы «Наша партия» Ренато Усатый с 13,70%, а четвертое место заняла экс-глава Гагаузии Ирина Влах с 5,4%. На пятой позиции - экс-прокурор Виктория Фуртунэ с 4,5%, а на шестой и седьмой - бывшие премьеры Василий Тарлев с 3,22% и Ион Кику с 2,9%. Остальные кандидаты набрали менее 1%.

Тем временем, 15-процентный отрыв от конкурента не гарантирует Майе Санду легкую победу в ходе второго тура выборов, назначенного ЦИК на 3 ноября, считают эксперты. Ключевая причина, упоминаемая в этом контексте, - имиджевый удар по Санду в связи с событиями вокруг референдума по европейской интеграции, инициированного властями, в ходе которого избирателям было предложено ответить на вопрос: «Поддерживаете ли вы изменение Конституции для вступления Республики Молдова в Европейский союз?».

Из-за того, что активность на референдуме была значительно ниже, чем на выборах президента, по состоянию на 15 часов воскресенья, 20 октября, в нем приняло участие менее трети избирателей, что не позволяло считать его состоявшимся в отличие от выборов главы государства. Такая разница объясняется тем, что Партия социалистов и ряд других оппозиционных сил, которые, отметим, прямо или косвенно ориентируются на Кремль, призвали своих сторонников бойкотировать плебисцит. Лишь ближе к вечеру в тамошнем ЦИКе сообщили, что референдум по евроинтеграции состоялся. Однако на этом история не закончилась. Центризбирком Молдовы сначала признал, что большинство избирателей, участвующих в голосовании, высказались против внесения изменений в Конституцию для вступления страны в ЕС. Еще в восемь утра в понедельник данные ЦИКа показывали, что после обработки 91,08% протоколов против евроинтеграции проголосовали 53,54% граждан, тогда как ее поддержали 46,46% избирателей. Однако после обработки 99,5% протоколов сторонники вступления Молдовы в ЕС неожиданно вышли вперед на символические десятые доли процента (50,46% - за, 49,54% - против). Как пишут влиятельные западные СМИ, решающую роль здесь сыграла диаспора. Согласно официальным данным, вступление в ЕС на референдуме поддержали в Кишиневе и восьми районах. Однако еще 24 района, а также Гагаузская автономия, муниципалитет Бельцы и избиратели из непризнанного Приднестровья высказались против.

Комментируя ход и исход еврореферендума, президент Майя Санду отметила следующее: «Молдова столкнулась с беспрецедентным нападением на свободу и демократию, что стало проявлением внешнего заговора. Преступные группировки, действующие совместно с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы удерживать наших граждан и нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности». По словам г-жи Санду, правоохранительные органы располагают «четкими доказательствами того, что эти преступные группировки пытались купить 300 тыс. голосов, совершая мошенничество беспрецедентного масштаба». «Их целью было подорвать демократический процесс. Их намерением было сеять страх и панику в обществе. Мы не отступим от защиты демократии и свободы», - подчеркнула она.

Сразу после этого заявления Майи Санду последовала первая реакция Евросоюза с обвинениями в адрес путинской России. «Мы внимательно следили за ходом голосования на молдовских президентских выборах и референдуме. Это важный партнер Евросоюза»,- заявил на брифинге в Брюсселе официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано. По его словам, выборы в Молдове «проходили в условиях беспрецедентного давления» и «запугивания со стороны России и ее прокси».

На болотах решительно отвергли версию о «российском следе» и обратили внимание на «многочисленные вопросы, возникающие в связи с подсчетом голосов». В частности, путинский спикер Песков призвал Кишинев предоставить доказательства вмешательства иностранных государств в выборы через некие преступные группировки: «Если она утверждает, что недополучила голоса из-за каких-то преступных группировок, то она должна представить доказательства, и было бы неплохо, чтобы госпожа Санду объяснила такое количество голосов, несогласных с ее линией. Это тоже преступные группировки? Или она подразумевает, что граждане Молдовы, которые ее не поддерживают, ассоциируются у нее с преступными группировками». По словам «голоса» Кремля, «первое, что мы видим, - это, конечно, такие, скажем так, механические труднообъяснимые темпы прироста голосов за Санду и в пользу тех участников референдума, которые выступают за ориентацию на Евросоюз». «Собственно, любой мало-мальски понимающий суть политических процессов наблюдатель может зафиксировать эти аномалии», - подытожил путинский пресс-секретарь.

Только что прошедшие в соседней Молдове выборы и референдум активно обсуждаются в отечественном политическом и экспертном сообществе.

«Результаты выборов в Молдове представляют собой критическую угрозу нашей национальной безопасности. В стране, которая через несколько месяцев должна начать переговоры с ЕС о вступлении, не хватает голосов, чтобы увековечить европейский выбор без голосов диаспоры. Президент Молдовы заявляет о масштабных нарушениях, что значит, что он не контролирует ситуацию, как нужно. Если эту негативную спираль не остановить, РФ приведет Молдову к гражданскому конфликту. Нам срочно нужна общая с ЕС стратегия, что и главное, как мы должны совместно сделать, чтобы остановить российский плацдарм в Молдове, чего бы это ни стоило. Молдова может стать западной или пойти по Западным Балканам и стать русским анклавом в нашем тылу. Здесь нет никаких «но» или «или», - подчеркивает бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

В свою очередь, политолог Вадим Денисенко делает следующий акцент: «Нас сейчас вообще не должен интересовать результат референдума в Молдове. Для нас ключевой вопрос состоит в победе Санду во втором туре. Если же говорить кратко о причинах произошедшего в Молдове, можно выделить несколько ключевых факторов.

Первая причина - четыре идентичности Молдовы (без Приднестровья): румынская (около 40%, их аккумулировала Санду), молдавская (до 30%, это главный потенциал Санду), гагаузская и советская (все остальные) идентичности. Вторая причина – евроскептицизм, учитывая страх войны и слабую помощь Украине. Между прочим, в Украине тоже растет этот самый скептицизм. И третья причина – фальсификации и подкуп избирателей, прежде всего пенсионеров.

По мнению эксперта, для Украины сейчас главное - второй тур. «Россия вложит все деньги мира, и для них есть два положительных результата: проигрыш Санду, создание революционной ситуации и беспорядки в Кишиневе. При этом даже в таких условиях в среднесрочной перспективе они ничего не смогут сделать со стороны Приднестровья. Правда, информационный шум может начать резко возрастать. Не исключено, что это направление информационной войны значительно обострится», - подытоживает Вадим Денисенко. В то же время его коллега по экспертному сообществу Виктор Небоженко, анализируя избирательные перипетии в соседней Молдове, делает ключевой вывод: «Теперь мы знаем, какими методами путинская Россия будет «провод