В 2024 году средний чек в супермаркетах NOVUS увеличился на 8% по сравнению с 2023 годом, как сообщил Алексей Панасенко, заместитель генерального директора по операционной деятельности NOVUS, в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
"В этом году мы фиксируем определенное снижение потребительских настроений. По данным Info Sapiens, в октябре 2024 года индекс потребительских настроений упал на 3,8 пункта, составив 68,8. Эта тенденция отражает осторожность покупателей, что особенно заметно в условиях нестабильности. В то же время, средний чек в наших супермаркетах возрос на 8% по сравнению с прошлым годом, что указывает на адаптацию потребителей к новым экономическим реалиям и акцент на выборе качественных товаров," - отметил Панасенко.
По его словам, в сравнении с довоенным периодом наблюдается разная динамика по категориям продаж. В частности, наблюдается снижение объемов в категории товаров для новорожденных, что вызвано демографическими изменениями и общим сокращением покупательной активности в этой группе. Однако стабильный рост демонстрируют овощи, фрукты и кулинарные изделия. Это подчеркивает возросший интерес потребителей к свежим продуктам и готовым решениям для повседневного питания. Например, кулинарная продукция у нас выросла на 12-15% (в кг).
Что касается влияния программы "Национальный Кэшбэк" на выбор покупателей, то трудно выделить покупки, сделанные именно под воздействием этой программы.
"С 2022 года мы наблюдаем стабильный рост доли украинских товаров в нашем товарообороте. В настоящее время более 60% из более 30 тысяч товарных позиций в нашем ассортименте – это продукция украинского производства. Программа "Национальный Кэшбэк", на мой взгляд, стала дополнительным мощным стимулом для этого тренда, хотя точно определить процент роста, который обеспечила именно эта инициатива, непросто," - добавил Панасенко.
Традиционные внутренние программы сети также способствуют повышению интереса покупателей. По наблюдениям Панасенко, наиболее эффективными остаются "глубокие" скидки на товары, достигающие 55%, особенно в среднем и премиальном сегментах.
"Они не только поддерживают продажи, но и позволяют покупателям приобретать качественную продукцию по доступным ценам — это особенно важно для NOVUS в текущих условиях. Например, наша акция "Минус 40%" на вина собственного импорта проводится дважды в год. В этом году мы расширили аналогичные программы на другие категории, включая чай, кофе и сыры. Прирост продаж во время таких акций зависит от "эластичности" товаров: для категорий с длительным сроком хранения он значительно выше," - сообщил Панасенко.
Наиболее "эластичными" остаются товары долгосрочного хранения, алкоголь и бытовая химия - их прирост товарооборота в среднем составляет +170%, что в два-три раза превышает обычные продажи. Высокой эластичностью также отличаются деликатесы и премиальные товары, такие как оливковое масло, хамоны и сыры: благодаря акциям их прирост достигает 18-20 раз, что объясняется выгодными предложениями и возможностью расширения потребительской корзины.
Развитием сети супермаркетов NOVUS занимается компания BT Invest (Литва), основанная в 2008 году бывшими акционерами компании "Сандора" Раймондасом Туменасом и ныне покойным Игорем Беззубом.
Согласно данным Opendatabot, установленный капитал ООО "Новус Украина" составляет 634 млн 742 тыс. 662 грн, а на декабрь 2024 года владельцем "Новус Украина" с 100% долей в уставном капитале было ЗАО "Консул Трейд Гаус" (Вильнюс, Литва). Конечными бенефициарами указаны Марина Познякова, Агне Рузгиене и Раймондас Туменас.
Согласно финансовым итогам компании, по состоянию на 2023 год ее выручка возросла на 47% - до 23,6 млрд грн, а чистый убыток сократился на 87% - до 310,7 млн грн.