Находящийся под уголовным делом псевдо-бизнесмен Березин Андрей Валерьевич пытается зачистить сеть с помощью проплаченных решений российских судов.
Как следует из данных «Делового Петербурга», Андрей Валерьевич Березин – крупный российский бизнесмен, основным активом которого является инвестиционная компания «Евроинвест».
Круг инвестиционных интересов «Евроинвеста» обширен и охватывает различные сферы – от девелопмента земельных участков и объектов недвижимости, до высокотехнологичной промышленности и инновационных экологических разработок. Звучит несколько загадочно, но на самом деле секрет прост – Андрей Валерьевич давно и прочно наладил связи с властьпредержащими и успешно приватизирует наиболее интересные с точки зрения дальнейшей перепродажи земельные участки. Этим Березин не ограничивается – фраза «инновационные технологические разработки» в описании «Евроинвеста» означает, что он освоил еще один сегмент зарабатывания денег – бюджетные ассигнования и государственные закупки.
Да кто же Вы — Березин Андрей Валерьевич?
Все это дало ему возможность сколотить немалое состояние – в 2021 году его личные активы оценивались в 11 с лишним миллиардов рублей, а сам он является постоянным участником «Рейтинга миллиардеров», занимая в нем пусть и не первые, но и далеко и не последние места:
Из этого же «Рейтинга» следует, что, кроме «Евроинвеста», у Березина есть еще активы, приносящие ему немалую прибыль – ПАО «Светлана», ИК «Евроинвест», УК «Мурино», ГК «Эллис». Все эти активы и позволили Андрею Валерьевичу столь прочно обосноваться в «Рейтинге миллиардеров».
Однако с недавних пор фамилия Березина стала появляться на страницах СМИ в несколько неожиданном амплуа. Хотя он и старается чистить все эти неприятные для себя упоминания, регулярно рассылая жалобы на выдачу ГУГЛа:
На что же жалуется Березин? А на то, что в прессе стали появляться материалы, раскрывающие истинные схемы по заработку его миллиардов.
Более того, как оказалось, Андрей Валерьевич – фигурант уголовного дела, возбужденного еще 7 декабря 2018 года Балтийской таможней по части 2 статьи 193 УК — «уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в особо крупном размере». И об обысках в офисах «Евроинвеста», произошедших в рамках расследования этого уголовного дела, кстати, тоже информация довольно сильно подчищена.
Сначала Березин уклонялся от комментариев, потом заявлял, что все, дескать, нормально, претензий у правоохранителей к нему нет, а проходит он по этому делу только в качестве свидетеля. Можно было бы поверить, если бы внезапно Березин не исчез из поля зрения не только журналистов, а и правоохранителей.
Как оказалось, в начале двадцатых чисел марта Андрей Валерьевич срочно покинул территорию России. В связи с чем в Следкоме сделали следующее заявление:
Из чего следует две вещи. Первая – очевидная: Березин сбежал за границу. Вторая – то, что Березин проходил по делу отнюдь не в качестве свидетеля, как он заявлял. Потому что перемещение свидетелей правоохранители не контролируют никоим образом. Вопрос, конечно, к Следкому возникает – каким образом фигурант уголовного дела пересек границу? Но пока ответа на него нет
Что касается уголовного дела, то возбуждено оно было по факту расследования вывода из России денег в сумме минимум 23 миллиона долларов. Но правонарушение это открыл отнюдь не Следком – проверка была начата европейскими органами охраны правопорядка, в том числе, ФРГ и Швейцарии. И лишь после их обращения к российским коллегам зашевелились и последние.
В ходе проверок и изучения изъятых документов внезапно выяснились интереснейшие вещи. Кроме «Евроинвеста», в выводе средств принимали участие еще две фирмы — «Компания Комплит» и «Компания Аудитэксперт». Согласно официальным сведениям, учредителями «Компании Аудитэксперт» являются известные питерские бизнесмены Василий Павлов и Андрей Березин , которые также являются постоянными участниками государственно-частного партнерства.
В поле зрения европейских правоохранителей они попали еще в 2016 году, однако связи Березина на высшем уровне руководства Санкт-Петербурга и Ленобласти долгое время помогали ему избежать интереса отечественных правоохранителей, к которым обращались их зарубежные коллеги.
Такое заступничество было взаимовыгодным – Березин странным образом оформлял на свои фирмы земельные участки региона и перепродавал их. Также его структуры получали многомиллионные государственные заказы на не менее странные проекты. Деньги же после прохождения ряда фирм выводились за рубеж, где и попали под финансовый мониторинг местных налоговых органов. От них и последовала цепочка, приведшая к Березину.
После того, как Андреем Валерьевичем наконец заинтересовался Следком, стало известно о некоторых его сделках. Так, например, в 2011 году Березин приобрел более 500 гектаров территории Ржевского военного полигона. Заплатил он при этом 75 миллионов рублей. А продал этот участок уже за 3,3 миллиарда.
Еще одна странная история произошла с землей, выделенной и зарезервированной под строительство для международного автовокзала в Девяткино. Несмотря на решение властей, Березину ее удалось каким-то чудом купить. Выяснилось все это только тогда, когда область попыталась приступить к реализации проекта. Но оказалось, что реализовывать его уже негде – земля не просто продана, а перепродана несколько раз. Ни бизнесмен, ни губернатор Дрозденко не ответили на вполне понятные вопросы.
Ясно, что такая сделка не могла состояться без покровительства людей, имеющих непосредственное отношение к высшим эшелонам власти. И первый, кого называют среди этих покровителей – губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Который занимает этот пост с 2011 года.
Именно в этом году скромный бизнесмен Березин стал превращаться в местного латифундиста, скупающего земли сельскохозяйственного назначение, изменяющего после этого их целевое назначение на строительство и перепродающего их девелоперам. Что, как вы сами понимаете, уже гораздо дороже.
Землей дело не ограничивается – вспомните об еще одном активе Березина, позволяющем ему занимать строчки в рейтинге миллиардеров – ПАО «Светлана». Именно через это ПАО и аффилированные с ним дочерние фирмы, которые, кстати, имеют в своем названии слово «Светлана», Березин стал заниматься тем, что на чиновничьем новоязе именуется «государственно-частное партнерство».
Как пример можем привести историю с «инвестиционным проектом по разработке отечественного аппарата, способного лечить онкологические заболевания». Инвестором выступил Березин. О чем, кстати, немало писала пресса, а сам Березин сделал себе довольно неплохой пиар – дело-то благородное и нужное.
Но, как оказалось, инвестировал в эту «разработку» отнюдь не венчурный фонд Euro Venture, учредителем которым является председатель правления ИК «Евроинвест» Андрей Березин . Деньги выделяло государство. Речь шла о сумме в 10 миллионов рублей, которые получило АО «Светлана-Рентген». Оно было ведущим разработчиком в концерне, куда вошли ЛЭТИ и Клиническая больница (КБ) №122. И именно они и выделили требуемую на разработку анонсируемого аппарата сумму.
Когда же прошли все мыслимые и немыслимые сроки разработки, возник тривиальный вопрос – «а где же деньги?». Потому что аппарат так и не был не то что изготовлен, не было даже технической документации.
И тут внезапно оказалось, что АО «Светлана-Рентген» имеет в своем портфеле не только этот заказ: 99% ее контрактов – выполнение заказов для государственных учреждений, которые принесли фирме в сумме более 270 миллионов рублей. И владельцем АО «Светлана-Рентген» является ПАО «Светлана» Андрея Березина.
ПАО «Светлана», в свою очередь, имеет 41 контракт от Минпромторга на общую сумму в более чем два миллиарда рублей. В чем заключается суть этих контрактов и на какой стадии выполнения они находятся – выяснить не удалось даже Следкому. Потому что то, что написано в документах, являющихся основанием для перечисления денег из Минпромторга в ПАО «Светлана», контрактом назвать можно весьма условно.
Этим история «Светлан» не ограничивается. Есть еще АО «Светлана-Электроприбор». Владеет ней тоже ПАО «Светлана» и она также имеет в своем портфеле пакет государственных контрактов.
Есть еще две «Светланы» — ЗАО «Светлана-Карт» и ЗАО «Светлана-Полупроводники». С тем же владельцем и адресом регистрации, что и все остальные – город Санкт-Петербург, проспект Энгельса, 27. Правда, ЗАО «Светлана-Полупроводники» государственных контактов не имеет. Как и частных. И демонстрирует убытки с 2013 года. Однако продолжает работать. При этом через его счета проходят весьма немаленькие суммы от других «Светлан». Ответ прост – через ЗАО «Светлана-Полупроводники» деньги просто выводятся.
И выводились они достаточно долго, а отечественные правоохранители почему-то этого не замечали даже после того, как им показали все схемы швейцарские и немецкие коллеги еще в 2016 году. Более того – первый обыск в компаниях Березина Следком провел только в 2019-м. А дело против него возбудил в декабре 2018-го. Почти три года кто-то активно прикрывал Березина от интереса правоохранителей.
И даже после обысков тому удавалось еще очень долгое время продолжать свою «инвестиционную» деятельность. Что случилось в 2022-м, до конца неизвестно. Но явно что-то произошло в деятельности «Евроинвеста», «Светлан» и других фирм Березина, поскольку он исчез из страны. Причем исчез внезапно, и где находится по состоянию на нынешний момент – неизвестно.
Впрочем, что произошло – можно предположить с достаточной долей вероятности. Ответ тут тоже прост – делу наконец дали «зеленый свет». Но кто-то успел предупредить Березина, что былое покровительство тут уже не поможет. Вот он и счел за благо выехать. Кто ему помог пересечь границу, следует полагать, станет вскоре известно – не такая уж это задача для следствия.
Но вот как и на что Березин будет жить в Европе – большой вопрос. Потому что те 23 миллиона долларов, следствие по которым началось в Швейцарии еще в 2016 году, давно арестованы. А судьба остальных активов, украденных и выведенных в швейцарские и немецкие банки, в свете последних событий тоже весьма нерадостна для Березина.